В России появится рейтинг производителей рыбной продукции.
И каждый из нас сможет выяснить, какой этикетке на минтае, семге и прочих «чешуйчатых хвостах» можно доверять. Общества защиты прав потребителей и Рыбный союз начинают его разработку. Первые результаты, обещают, будут известны уже зимой. Зачем это надо бизнесу? Как не ошибиться с выбором рыбы, на какие ухищрения идут продавцы и производители, чтобы «впарить» нам свой товар, и какие проблемы терзают сегодня отрасль? На эти вопросы корреспонденту «Российской газеты» отвечал исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. Кстати, в следующих публикациях мы планируем расспросить специалистов по мясу, молоку, бытовым приборам и услугам.
Так как же в том изобилии, которое есть сегодня на российских прилавках, выбрать качественную и вкусную рыбу? Например, я иду на крытый рынок рядом с домом, на котором в самом конце есть комнатка, где торгуют рыбой. Вроде бы там она неплохая.
Сергей Гудков: Точно подмечено – «комнатка в самом конце». Это и есть ситуация по продаже рыбы на розничном рынке. Для того чтобы ее исправить, нам нужно вернуть доверие потребителя, нужен системный подход. С одной стороны, нам нужен устойчивый бизнес, когда есть стабильный сбыт, и мы можем быть уверены, что потребитель будет регулярно покупать рыбу. С другой стороны, это произойдет только тогда, когда потребитель будет уверен в качестве продукта. В идеале он вообще не должен задумываться о том, качественную рыбу он покупает или нет. То есть у меня не должно быть сомнений, что рыба отличная и за этим следят специально обученные люди.
Но существует же государственная система контроля…
Сергей Гудков: Понимаете, роль государства – следить за тем, чтобы потребитель не отравился какими-нибудь микробами или химическими соединениями, которые могут накапливаться в рыбе. Госорганы должны дать ответ: опасна или безопасна та или иная продукция. А вот вкусно или невкусно, красиво или некрасиво – это не их критерии. Но пока государство не уделяет должного внимания вопросу качества рыбной продукции, мы пришли к тому, что у нас нет просвещенного потребителя, с одной стороны, а с другой – на рыбном рынке нет контроля качества. Вот и получается, что рыба у нас на последнем месте, в самой дальней комнатке, в углу. Нам нужно вернуть ее из этого дальнего угла, что невозможно без возвращения доверия потребителя к качеству рыбной продукции. Для этого наш союз и разработал специальную программу формирования рейтинга производителей.
Рейтинг в конечном итоге будет составлять ваш союз?
Сергей Гудков: Конечно нет, не можем же мы составлять рейтинг для самих себя. Но и кроме нас критерии для него тоже никто разработать не может. Мы это делаем и находим тех, кто обладает безусловным авторитетом в обществе и на рыбном рынке, готовы вкладывать свое время и силы в повышение образования этих экспертов. А дальше начинает работать система, когда само предприятие-производитель должно будет подтверждать установленные критерии по безопасности и качеству рыбной продукции. К этой работе мы привлечем многочисленные общества защиты прав потребителей (ОЗПП), которые от имени потребителей будут детально разбираться в качестве рыбной продукции. Их задача – регулярно отбирать образцы в своих регионах, сдавать их на проверку в сертифицированные лаборатории. Выявляя производителей, занимающихся фальсификацией, мы будем сообщать о них через все возможные каналы, в том числе и через СМИ, а торговые сети перестанут выкладывать их продукцию на свои полки. Такие принципиальные договоренности с предприятиями розничной торговли у нас достигнуты. Сошлюсь на соглашение «Кодекс добросовестных практик», которое было подписано в присутствии вице-премьера российского правительства. Мы надеемся, что после запуска системы проверок недобросовестные производители поймут, что их обман вскрывается, что они теряют самый большой сегмент торговли – торговые сети. И им ничего не останется, как либо исправляться, либо их «выдавят» с рынка.
Как потребитель будет узнавать обо всем этом?
Сергей Гудков: Наше принципиальное решение совместно с торговыми сетями то, что мы будем освещать каждый свой шаг. Нынешней осенью мы начнем производить первые отборы проб и ближе к зиме получим первые результаты. Конечно же мы будем регулярно информировать об этом прессу. Кстати, схожим образом будут действовать и представители мясной и молочной продукции. Чтобы все это не выглядело как случайность, мы дождемся выявления первых случаев фальсификации рыбной продукции, после чего торговые сети выведут тех или иных производителей из своего оборота. По результатам проверок планируется провести совместную пресс-конференцию, и о проделанной нами работе узнают все участники рыбного рынка. Нам важно сделать эту работу регулярной и вначале убрать с рынка самых жуликоватых производителей, которые добавляют к весу рыбы 100 процентов глазури. Потом уйдут те, кто добавляет 50 процентов, потом 30 процентов глазури. Ну а потом, как мы надеемся, по той же глазури мы придем к установленной норме, которую производителям нужно будет удерживать многие годы.
А сейчас на рыбном рынке много нечистых на руку производителей?
Сергей Гудков: На региональном уровне очень много производителей, которые «дружат» с местными надзорными органами, что позволяет им, например, использовать нелегальную рабочую силу, выплачивая зарплату «в конвертах» и так далее, получая конкурентное преимущество нечестным путем. А разрешительные документы они все равно получают. Соответственно себестоимость продукции таких производителей дешевле. А теперь представьте, что два производителя – добросовестный и не очень – приходят в торговую сеть. У обоих есть «справка», что их продукция безопасна. Но у недобросовестного производителя цена на единицу продукции, например, 100 рублей, а у добросовестного – 150 рублей. Понятно, что сети закупают продукцию по более дешевой цене, ведь нужная справка есть. Пока что это ключевая проблема на потребительском рынке. И мы намерены ее решить с помощью нашего рейтинга.
Советы от Сергея Гудкова
- Какая рыба самая полезная?
Сергей Гудков: Та, которая плавает в холодных водах, северных морях. Ей необходимо для поддержания своей жизнедеятельности откладывать больше питательных веществ и жиров. При этом не имеет никакого значения, какого цвета у нее мясо: красное или белое. Я бы скорее разделял рыбу по питательным веществам, по сезонности, которую не зря предусмотрела природа. Например, атлантическую сельдь лучше всего покупать ту, которая выловлена в сентябре-ноябре, когда она находится «на пике формы». Потом накопленные жир и питательные вещества рыба начинает тратить на себя и к февралю-марту становится более сухой.
- Говорят, при производстве мяса используют матрицы из игл, которые накачивают куски водой. В рыбной отрасли такое есть?
Сергей Гудков: Индустрия фальсификации работает промышленным способом, и станки-»инжекторы» используются не только в мясной, но и в рыбной отрасли. Фальсификатор инжектирует внутрь продукта состав мало чем отличающийся от воды, который прибавляет к массе рыбы примерно 20 процентов, а потом еще 30 процентов добавляет виде глазури. При этом нужно учитывать, что и добросовестный производитель, и фальсификатор покупают сырье у рыбаков по одной и той же цене, например по 100 рублей за килограмм рыбного филе. Только фальсификатор добавил в это филе воды, и у него из одного килограмма филе «волшебным» образом появились два. И килограмм подделки стал стоить для него уже не 100 рублей, а 50 рублей!
- То есть покупатель должен заподозрить неладное, когда ему предложат рыбу по более низкой цене, чем ее средняя рыночная стоимость?
Сергей Гудков: В том то и дело, что потребитель сегодня «клюет» на заманчивые цены, на скидку, а низких цен можно достичь только фальсифицируя продукт. При этом внешне в упаковке любой рыбный продукт выглядит одинаково привлекательно. Поэтому мы говорим о том, что цены на рыбу должны быть выше. Это не означает, что потребитель пострадает, если цена филе на полке магазина, условно говоря, станет на 30 процентов дороже. Просто он вместо полкилограмма рыбы будет покупать килограмм, две порции вместо одной. И все потому, что там не будет воды. Ведь на сковородке эта вода всегда испарится и в сухом остатке рыбы останется ровно столько, сколько вырастила природа. У фальсификаторов есть еще один прием, который влияет на стоимость рыбы – это подмена наименований. Понятно, что вместо семги селедку никто подкладывать не будет. Но вместо трески могут упаковать сайду, пикшу, минтай; вместо осетрины очень часто идет в дело масляная рыба как менее ценные сорта. Их даже специалисты не могут отличить по внешнему виду, потому что биологически это очень близкие виды рыб. Внешне отличить одну рыбу от другой можно только по шкуре, а лабораторий, где можно провести полноценную проверку, в стране единицы.
- Получается нерадостная картина. Так что же делать потребителю?
Сергей Гудков: Было бы хорошо, если бы мы могли дать потребителю универсальный рецепт – как понять, что тебя обманывают. Но так мы обманем его самого. Конечно специалистам или тем, кто работает на рыбном рынке, известны и оптовые цены, и репутация поставщиков. Но все это знать рядовому потребителю практически невозможно. Для того чтобы избежать обмана, мы совместными усилиями должны изменить атмосферу взаимоотношений между производителями, торговлей и потребителями, да и сам потребитель тоже должен измениться. Мы все, как потребители, должны перестать верить, что филе трески в магазине чудесным образом может стоить столько же, сколько рыба в море, у рыбака. Если треска стоит у рыбака стоит 90 рублей за килограмм, как можно увидеть филе рыбы за 100 рублей в магазине? Вот здесь покупатель должен перестать сам себя обманывать.
Справка
Некоммерческая организация «Рыбный союз» создана в 2008 году как объединение перерабатывающих, производственных и торговых предприятий в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. Он входит входит в Межотраслевой экспертный совет по ветеринарии, Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка, Союз участников потребительского рынка и рабочую группу при Росрыболовстве по обеспечению качества и безопасности рыбной продукции.
Источник: Пресс-служба Рыбного Союза РФ
Другие материалы
- 21.11.2024. Новые возможности для межрегионального диалога в сфере защиты прав потребителей открывает взаимодействие ЕАЭС и ШОС.
- 19.11.2024. Первое заседание нового состава Общественного совета при Роспотребнадзоре
- 16.10.2024. С 1 марта 2025 можно устанавливать самозапрет на выдачу кредитов и микрозаймов
- 30.09.2024. Первый Всемирный Конгресс молодежи "Новое поколение потребителей"
- 19.12.2023. Союз потребителей России подал иск на «Аэрофлот» за аннулирование билетов на Пхукет
- 27.11.2023. Проверки генеральной прокуратуры в связи с повышением стоимости дров
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?