Минфин предлагает отменить ОСАГО
В интервью агентству «Прайм» он обнародовал практически революционную для сферы ОСАГО инициативу своего министерства. По его словам, ведомство внесло на рассмотрение правительства концепцию, согласно которой к 2020 году страхование гражданской ответственности постепенно перестанет быть обязательным.
«Больше всего скандалов связано именно с обязательными видами страхования. Нет ни одного обязательного вида страхования, где какая-то из сторон была бы довольна тарифом. Мы хотим от этого отойти и прийти к полному отказу от обязательного страхования», – заявил чиновник.
По его словам путь обязательного страхования «экстенсивный», а нынешнюю модель ОСАГО эксперты Минфина считают вообще тупиковой.
Они предлагают «развитие общественной культуры страхования». Чтобы стимулировать человека страховать не просто ОСАГО, а свою гражданскую ответственность вообще.
Замминистра видит это примерно следующим образом: в закон должно быть прописано, что такой-то риск должен быть застрахован. И все. А по какой цене, в какой компании, с какими дополнительными бонусам для страхователя для закона уже не важно.
Моисеев называет это отходом от обязательного страхования гражданской ответственности к «вмененному». Сообщается, что в концепции по этому поводу говорится дословно следующее:
«Всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет автономию его воли, предписывает ему заключать гражданско-правовые отношения на определенных условиях и приносит расходы в виде уплаты страховой премии».
В общем, звучит достаточно логично и справедливо, однако, как водится, в российской действительности любая, даже самая прекрасная идея может легко мутировать в свою полную противоположность.
Взять, например, ту же «вмененность» гражданской ответственности. Не особенно понятно, чем принципиально она отличается от нынешней жестко прописанной в законе обдираловки в виде обязательных для каждого автовладельца ежегодных выплат в пользу неких коммерческих структур под названием «покупка полиса ОСАГО»?!
Видимо «обязательное» страхование автогражданки от «вмененного» будет отличаться лишь по форме, но не по сути. Обязательное страхование предполагает «обдирание» без спроса автовладельца, а при вмененном, надо полагать, будет требоваться еще и некое согласие «обдираемого».
Другими словами, появится некая альтернатива: кто-то из автовладельцев будет согласен, чтобы с него «содрали» всю «шкуру», кто-то согласится отдать ее на это дело частично…
Скорее всего, российская модель ОСАГО, как была изначально ущербной и остается такой же. В своей концепции Минфин ничего не говорит о главном противоречии ОСАГО, бросавшемся в глаза с самого начала его введения более 10 лет назад: почему страховка привязана и к машине и к водителю?
Почему однажды застраховав собственную автогражданскую ответственность, человек не может кататься на любой машине? Почему полис оформляется на машину, словно она в состоянии быть ответчиком в суде?!
Наличие в полисе страхования машины полезно одним лишь страховщикам – в качестве некоего показателя платежеспособности клиента-автовладельца, не более. Хотя, естественно, никто из них в этом не признается – недаром для маскировки этого обстоятельства страховые компании придумали массу доводов о зависимости риска от мощности двигателя.
Есть еще один забавный аспект «вмененного» страхования гражданской ответственности. Интересно, какой толк от «вмененного» ОСАГО после того, как в вашу машину воткнется ржавое «шахид-такси» на транзитных номерах и пилотом с какими-нибудь таджикскими «правами».
Кто, в конечном счете, будет платить за вашу разбитую машину? Не исключено, что с введением «вмененного ОСАГО» дороги страны вернутся в лихие 90-е, когда за разбитую в ДТП фару водители били друг другу лица, «ставили на счетчик» и испытывали прочие прелести жизни.
Хотя, с другой стороны, заявления замминистра Моисеева можно рассматривать и совсем с иной стороны. Ведь все знают, что уже осенью Госдума будет рассматривать во втором, решающем, чтении законопроект, который, в частности, должен увеличить выплаты пострадавшим в рамках ОСАГО.
Размер компенсации имущественного ущерба должен увеличиться с нынешних 120 000 до 400 000 рублей. За причиненный вреда жизни или здоровью выплаты должны вырасти со 160 000 до 500 000 рублей. При этом правительство предлагает увеличить базовые тарифы ОСАГО на 25%, а «страховое сообщество» истерично настаивает на 70-процентном росте!
Они опасаются падения своих сверхприбылей от ОСАГО: ведь на данный момент страховщики собирают с автовладельцев в рамках этой системы почти вдвое больше денег, нежели выплачивают компенсаций по страховым случаям.
Страховые компании развили настолько бурную деятельность в лоббировании своих интересов, что Российский союз автостраховщиков (РСА) срочно увеличил свои затраты на PR.
Если еще в начале года на него планировалось выделить лишь 1,1 млн. рублей, то буквально пару недель назад данная статья расходов РСА в одночасье разбухла до 117 млн. рублей — в 100 раз!
То есть именно столько, надо полагать, стоит «лапша», которую будут вешать на уши населению России «страховое сообщество» в ближайшее время.
Помня об этом, футуристическое заявление Моисеева можно вполне рассматривать как своего рода PR-ход. Возможно, таким образом, правительство намекнуло «жирным страховым котам», чтобы они поумерили свои аппетиты и перестали столь беззастенчиво, как сейчас суетиться на предмет сохранения толщины слоя икры на своем хлебе с маслом.
Источник: www.km.ru
Другие материалы
- 20.11.2024. Общественный контроль питания школьников в Республике Алтай.
- 17.11.2024. Стартовала Всероссийская горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей
- 14.11.2024. Проверка школьного питания: как сделать вкусное меню?
- 09.11.2024. Консультативная встреча организаций по защите прав потребителей стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества
- 13.10.2024. Всемирная неделя качества 2024
- 08.10.2024. «Ozon» должен выплатить покупателю неисправной духовки более 100 тысяч рублей.
Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?