Все новости  /  Новости  /  Как должна действовать турфирма при аннуляции туров
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Прием обращений по вопросам защиты прав потребителей

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ 

 

 

Как должна действовать турфирма при аннуляции туров

16.08.2013.

В связи с официальными рекомендациями по ситуации в Египте МИД РФ и заявлением Роспотребнадзора юридическое агентство «Персона Грата» дает разъяснения по вопросам, возникающим у турбизнеса.

– На сайте МИД РФ появились рекомендации отказаться от поездок в Египет. Роспотребнадзор опубликовал уведомление, предписывающее возвращать туристам все оплаченные им деньги. Должна ли турфирма незамедлительно возвращать туристу все полученное при соответствующем требовании от туриста?

В соответствии со статьей 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», требование о расторжении договора по основаниям, предусмотренным упомянутой статьей (угроза жизни и безопасности туристов) предъявляется туристами в судебном порядке. Таким образом, закон не предусматривает безусловной обязанности турагентов и туроператоров по возврату туристам всех полученных денежных средств на досудебной стадии.

Вместе с тем, следует учитывать, что каждый турист вправе отказаться от исполнения договора вне зависимости от причины такого отказа, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 закона «О защите прав потребителей»).

– Стоит ли в таком случае отказывать туристам в возврате денег и рекомендовать обращаться в суд?

С одной стороны, исходя из текста статьи 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», по нашему мнению, отказ в возврате всех оплаченных по договору денежных средств в досудебном порядке (при условии своевременного возврата туристу денежных средств за вычетом фактически понесенных расходов) не будет являться нарушением прав потребителя, а следовательно не должен повлечь ответственность турфирм в виде оплаты 50% штрафа и неустоек, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей».

С другой стороны, следует учитывать, что при обращении туристов в суд существует риск удовлетворения их требований и взыскания в пользу туриста не только стоимости турпродукта в порядке ст. 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ», но и расходов на оплату услуг представителя и иных судебных расходов.

Исход суда по данной категории дел зависит от оценки судьей документов и иных доказательств, подтверждающих наличие угрозы в стране временного пребывания в период планируемого путешествия туриста. Суды, связанные с отказом туристов от совершения путешествия в Египет в 2011 году, заканчивались как в пользу туристов, так и в пользу турфирм. Значительную часть конфликтов удалось урегулировать путем заключения соглашений об изменении условий договора.

В этой связи крайне рекомендуется (при наличии соответствующей возможности) не передавать дело в суд, а искать пути урегулировать спор в досудебном порядке путем переноса сроков совершения поездки, замены страны временного пребывания и т.п.

– Мы – турагентство, туристы отказались от поездки в Египет и требуют возвратить все деньги оплаченные по договору. Туроператор в ответ на просьбы об аннуляции сообщает о штрафах, размер которых достигает 100%. Как правильно поступить в такой ситуации?

Статья 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» не поясняет, кто именно – турагент или туроператор обязан осуществлять возврат денежных средств при отказе туриста от поездки по основаниям, предусмотренным упомянутой статьей.

Стороной по договору является турагент, который чаще действует от своего имени (а не от имени туроператора) и в силу положений Гражданского кодекса несет права и обязанности по сделке. Однако, в соответствии со статьями 9, 10.1. отраслевого закона, туроператор является исполнителем по заключенному турагентом договору; согласно сути агентской деятельности и положениям гражданского законодательства, агент действует за счет принципала (туроператора).

Как бы то ни было, не вызывает сомнений тот факт, что возврат турагентом всей полученной от туриста суммы за свой счет, при отсутствии возврата со стороны туроператора, не будет соответствовать требованиям разумности справедливости. Вместе с тем и у туроператоров не всегда имеется возможность по возврату всех полученных денежных средств, поскольку поставщики услуг (средства размещения (гостиницы, отели), авиаперевозчики) не всегда соглашаются осуществлять туроператорам соответствующие возвраты.

Как отмечалось выше, при безусловном отказе туроператора от возврата денежных средств без объяснения причин – без указания на наличие расходов по исполнению заявки, без предложений по изменению договора (при наличии такой возможности) – велика вероятность возникновения судебного разбирательства, по итогам которого возможно взыскание как со стороны турагента, так и со стороны туроператора.

В этой связи оптимальным вариантом может стать не отказ туроператора в возврате денежных средств со ссылкой на условия договора с агентом, а поиск взаимоприемлемых условий по выходу из сложившейся ситуации, исходя из наличия или отсутствия расходов по конкретной заявке, согласия поставщиков услуг на перенос дат оказания услуг и иных обстоятельств.

Источник: www.ratanews.ru

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 16.08.2013  |  00:00

Страница изменена: 14.07.2022  |  18:30