Все новости  /  Цифры и факты  /  Резолюция Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита прав потребителей: проблемы и пути решения»
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Прием обращений по вопросам защиты прав потребителей

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ 

 

 

В Казани обсудили вопросы о защите прав потребителей

29.06.2023.

Участники Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Защита прав потребителей: проблемы и пути решения»: общественные деятели, ученые и практики (далее – Участники конференции), представляющие Российскую Федерацию (г.Москва, Республику Татарстан, Чувашскую Республику, Ульяновскую область, Республику Мордовия, Саратовскую область, Краснодарский край, Камчатский край), Республику Беларусь, обсудив на пленарном и секционных заседаниях вопросы, характеризующие современное состояние института защиты прав потребителей, проблемы и пути совершенствования деятельности государственных органов и общественных организаций, в направлении обеспечения максимальной защищенности потребителей в Российской Федерации, отмечают:

введение после 22 февраля 2022 года санкций и ограничений некоторыми европейскими странами, США, Канадой, Австралией, Японией, принятие антироссийских резолюций Европарламентом и рядом других международных организаций, в отношении Российской Федерации и ее граждан потребовало принятие вынужденных мер Правительством Российской Федерации по введению ограничений на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов малого и среднего бизнеса, что негативно сказалось на обеспечении законных прав, интересов и безопасности потребителей.

В этих условиях наряду с антисанкционными мерами имеют особую важность   мероприятия по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в отношении защиты прав потребителей.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это обусловлено наличием конкурентной среды. Сложившаяся ситуация на потребительском рынке показывает, что выбор потребителя определяется качеством продукции. Однако при этом цена остается также одним из важнейших фактов выбора товара.

Для исключения возможности попадания некачественной продукции к потребителю необходимо проводить экспертизу качества на всех этапах продвижения товара к потребителю. В том числе для торговых предприятий основным правилом должна стать товарная экспертиза при приемке товара. Она позволит исключить из партии некачественный товар и предотвратит дальнейшее его поступление в торговый зал, а следственно и к потребителю.

В современном мире розничные торговые организации для подтверждения стабильности качества и безопасности поставляемой им продукции могут предъявлять дополнительные требования к предприятиям-поставщикам. Таким образом, соответствие этим требованиям становится необходимым условием присутствия на рынке и стимулирующим фактором для повышения качества продукции.

Анализ российского товарного рынка показывает, что зачастую реализуется продукция, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и (или) не соответствует качеству, заявленному в информации о товаре и нормативно-технической документации на нее.

Проводимые различными контрольными органами и общественными организациями проверки выявляют все новые нарушения обязательных требований безопасности и качества товаров из-за несоответствия установленным требованиям нормативных документов. Отмечается рост ассортимента продукции, выработанной по всевозможным техническим условиям, позволяющим производителям менять традиционную рецептуру и вводить в заблуждение потребителей посредством указания на упаковке недостоверной информации о товаре, а также продажи фальсифицированных и контрафактных товаров. В результате существует реальная угроза нанесения ущерба здоровью и жизни потребителя, приобретшего недоброкачественную продукцию.

Россия, чистые территории которой могут обеспечить производство натуральной, качественной и безопасной продукции в большей степени, чем в Европе и других странах, словно предназначена для ее производства, для повышения престижа отечественных товаров. С этой точки зрения у России сегодня есть реальный шанс стать крупнейшим мировым производителем качественных продуктов продовольствия.

Потребитель готов платить за качественный сегмент продовольствия, но он не всегда разбирается в критериях, отличающих качественные продукты от других.

Участники конференции отметили, что в России должна быть организована действенная скоординированная система государственного и общественного контроля качества на рынке, позволяющая своевременно выявлять недоброкачественную продукцию и пресекать ее поставку и реализацию.

Участники конференции отмечают, что результаты конференции продемонстрировали возросшую заинтересованность органов государственной власти, экспертов испытательных центров, бизнес-сообщества, общественных организаций к экспертизе, как инструменту повышения качества и безопасности пищевой продукции, а также в обсуждении и решении проблемы качества и безопасности продукции при поставках в торговые организации.

Участниками была также отмечена высокая значимость координации усилий государства, делового сообщества и общественных организаций в решении поставленных задач по всеобщему повышению качества отечественной продукции.

Участники конференции декларируют необходимость принятия конкретных мер и выполнения конкретных шагов в направлениях, обеспечивающих максимальную защищенность потребителей в Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, участники конференции предлагают:

1. В целях охраны жизни и здоровья потребителей, обеспечения их безопасности, считаем необходимым отменить установленный Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», мораторий на проведение проверок бизнеса, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. С целью снабжения малонаселенных и удаленных сельских населенных пунктов товарами народного потребления, обеспечения потребителей качественной легальной алкогольной продукцией, рекомендуем государственным органам принять меры, разрешающие выездную торговлю алкогольной продукцией организациям, имеющим лицензию на их розничную продажу. Продажу согласовывать лицензирующим органом, применять контрольно-кассовую технику, предусматривающую передачу данных в Единую государственную автоматизированную систему в режиме онлайн.

3. В целях более широкого применения возможностей Федерального закона от 27 июля 2010г. №113-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров, с участием посредников (процедура медиации) при урегулировании споров с участием потребителей, рекомендовать органам исполнительной власти, осуществляющим защиту прав потребителей создавать «Службу медиации», для чего организовать подготовку медиаторов по урегулированию потребительских споров на базе Российского университета кооперации.

4. Учитывая современные реалии фальсификации пищевой продукции, одобрить опыт Испытательной лаборатории ГБУ «Татэкспертцентр» по поиску новых методов выявления фальсификата и применения их в практической деятельности, в целях обеспечения безопасности потребителей. Рекомендовать испытательным лабораториям активно работать над разработкой и применением новых методов исследований.

5. Рекомендовать закрепить законодательно требования по показателям технических условий, которые не должны быть ниже требований действующих стандартов, утвердить порядок и ведение государственного Реестра технических условий с размещением на сайте отраслевого органа исполнительной власти.

6. Рекомендовать профильным научным институтам разработку и развитие методик экспресс-анализов и экспресс-тестов для выявления фальсифицированной продукции.

7. Рекомендовать Министерству образования РФ организовать процесс ликвидации потребительской неграмотности населения по вопросам фальсификации продукции путем включения курсов учебных программ в учебные планы средних и высших учебных заведений, в том числе через проведение семинаров и курсов повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений.

8. Участникам конференции, придавая важное значение вопросам защиты прав потребителей, одновременно выражают опасение проявлению так называемого «потребительского экстремизма», который имеет устойчивую тенденцию к росту на потребительском рынке. По мнению участников конференции, понятие и формы «потребительского экстремизма» необходимо закрепить в Законе РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Проводить эффективную работу с производителями, продавцами товаров и исполнителями работ (услуг) по методам противодействия «потребительскому экстремизму».

9. Учитывая массовый характер, который принимает мошенничество на потребительском рынке, а также неадекватную реакцию правоохранительных органов, которые, ссылаясь на гражданско-правовые нормы, принимают решение об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.ч. 5-7 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, участники конференции предлагают Верховному Суду РФ подготовить разъяснение, основанное на современной практике об ограничении гражданско-правовых отношений, регламентирующих передачу гражданского иска, и преступлений, совершаемым недобросовестными работниками сферы предпринимательской деятельности. Либо Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ввести специальную часть, где субъектом уголовной ответственности будет являться недобросовестный работник сферы предпринимательской деятельности.

10. Принимая во внимание поднятый в обществе вопрос о возможной продаже алкогольных напитков через интернет-магазины, участники конференции выражают протест против этого явления, поскольку это будет наносить вред охраняемым Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 28.04.2023) интересам государства.

 

Другие материалы

Голосование

Куда вы предпочитаете обращаться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?



/spravochnik/zawita_prav_potrebitelej_kuda_zhalovatsya/

/poleznaya_informaciya/obrazcy_dokumentov/pretenziya_obrazec/
Законодательство

 

Закон РФ "О защите прав потребителей"

 

Перечень товаров не подлежащих возврату, обмену

 

Перечень товаров не подлежащих подмене на время ремонта

 

Перечень технически сложных товаров

 

Страница создана: 22.06.2021  |  00:00

Страница изменена: 29.11.2023  |  11:59